Практическое пособие для слесаря газовогохозяйства

Практическое пособие для слесаря газовогохозяйства

воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Клапан-отсекатель котла АОГВ.


Он является основным узлом автоматики безопасности, обеспечивая прекращение подачи газа на основную и запальную горелки при погасании пламени на запальной горелке, отсутствии или недостаточной тяге, аварийном падении давления газа и разгерметизации системы самой автоматики. Внутри клапана-отсекателя можно выделить четыре полости (А,Б,В и Г). Полость А имеет верхнию крышку,в которую вмонтирован штуцер для трубки. Нижняя часть полости имеет горизонтально-ступенчатую перегородку с центральным отверстием динаметром 23 мм и бронзовым седлом диаметром 14 мм.
Клапан при отключении автоматики безопасности находится в закрытом состоянии. Шток клапана свободно перемещается в отверстии прилива корпуса, на нижнем конце штока между двумя регулировочными гайками расположена малая мембрана.
Полость Б сверху имеет ступенчатую перегородку, а снизу - подвижную малую мембрану. В эту полость через штуцер подается газ, который при открытом клапане через полость А направляется к основной и запальной горелкам.
Полость В сверху ограничена малой мембраной с диаметром рабочей поверхности 56 мм, а снизу - большой мембраной с диаметром рабочей поверхности 80 мм. На большую мембрану сверху установлен дюралевый диск, а снизу закреплена прямоугольная пластина. Полость В через дыхательное отверстие связана с атмосферой, вследствие чего в ней постоянно отсутствует избыточное давление. Полость Г снизу заканчивается нижней крышкой клапана-отсекателя с приваренным штуцером для подключения сбросной линии датчиков тяги и погасания пламени. В центре крышки в специальном устройстве на пружине имеется пусковая кнопка, закрытая резиновой диафрагмой для обеспечения герметичности полости Г. А теперь рассмотрим принцип работы клапана-отсекателя.
В нерабочем положении клапана-отсекателя, когда закрыт кран на подводящем газопроводе, в полостях А,Б,В и Г проходят следующие процессы.
Полость А заполнена остатками бывшего в ней газа, через верхний штуцер полость связана с запальной горелкой. В то же время полость А отсоединена от полости Б, так как клапан плотно прилегает к своему седлу. Полость Б также заполнена остаточным газом, который не производит избыточного давления, так как кран на подводящем газопроводе закрыт. Малая мембрана под действием диска занимает крайнее нижнее положение.
В полости В давление всегда атмосферное, так как через дыхательное отверстие полость связана с атмосферой. В полости Г также не будет избыточного давления, так как газ в нее может поступать по импульсной линии из полости А. В то же время полость в нерабочем положении клапана-отсекателя постоянно связана по линии сброса с датчиком погасания пламени. Перед розжигом горелок аппарата необходимо убедиться, что система отопления заполнена водой, проверить тягу в дымоходе, работу вентиляции, проветрить помещение и топочное пространство. Только после этого можно открыть кран на опуске подводящего к аппарату газопровода. В это время полость Б заполняется газом, в остальных полостях клапана-отсекателя газа нет, пока не будет нажата пусковая кнопка. Далее необходимо зажечь бумажный жгут, открыть смотровой лючок, поднести жгут к запальной горелке и нажать пусковую кнопку. После этого газ поступает на запальную горелку и воспламеняется от горящего жгута.
Пусковую кнопку необходимо в течение минуты удерживать в нажатом положении. Нажатие пусковой кнопки приводит к тому, что давление передается пластине и мембране, затем через шток малой мембраны к клапану основного прохода.
Вследствие перемещения клапана вверх полость А заполняется газом, который далее из клапана-отсекателя направляется к закрытому запорно-регулирующему крану. После заполнения полости А и создания в ней избыточного давления газ начинает также поступать через штуцер на запальную горелку и воспламеняется от горящего жгута. Одновременно газ по импульсной трубке через дроссель направляется в полость Г, откуда через штуцер нижней крышки поступает к открытому клапану-шарику датчика погасания пламени и выходит (в очень незначительных количествах) через него в помещение, где установлен аппарат. В это время полость Б заполнена газом, малая мембрана находится в поднятом вверх положении, а полость В, как и прежде, не содержит избыточного давления газа. Объем полости остается почти без изменения, обе ее мембраны синхронно смещаются вверх под действием пусковой кнопки. При этом полость Г несколько увеличится в объеме за счет смещения большой мембраны вверх под действием пусковой кнопки. Хотя в полость Г поступит газ из полости А по внешней боковой импульсной трубке, избыточного давления не будет, так как газ беспрепятственно уходит по линии сброса датчика погасания пламени. Но линия сброса датчика тяги герметична, шарик-клапан датчика плотно прилегает к седлу. Спустя минуту после розжига запальной горелки биметаллическая пластина датчика погасания пламени прогреется, ее свободный конец утопит шарик-клапан внутрь насадки-стаканчика и прекратится свободный сброс газа по линии этого датчика из полости Г. Герметизация линии сброса из полости Г к датчику погасания пламени приведет к герметизации полости, вследствие чего в ней возрастет избыточное давление за счет постепенного проникновения газа через дроссель и трубку из полости А.
В свою очеедь, возрастание давления газа в полости Г приведет к следующим изменениям в состоянии элементов клапана-отсекателя: в полости А будет избыточное давление и клапан будет находится в приподнятом положении. В полости Б малая мембрана будет находиться в верхнем положении под воздействием штока большой мембраны, тоже находящейся в верхнем положении. В полости В обе мембраны занимают максимальное верхнее положение, а сама полость будет заполнена воздухом под атмосферным давлением.
В полости Г будет избыточное давление газа, поступающего туда из полости А через дроссель импульсной трубки, а большая мембрана будет находиться в максимальном верхнем положении. После этого можно отпустить пусковую кнопку и перевести ручку запорно-регулирующего крана в открытое положение, что приведет к подаче газа на основную горелку и ее воспламенению от горящей запальной горелки. При срабатывании любого из датчиков погасания пламени или тяги шарик-клапан датчика отходит от седла и обеспечивает сброс газа из соединительной трубки и полости Г клапана-отсекателя в атмосферу. У датчика погасания пламени это происходит в том случае, когда пламя запальной горелки не нагревает сгиб биметаллической пластины. Это приводит к тому, что свободный конец пластины перестает прижимать к седлу шарик-клапан, который под действием отжимной пружины отходит от него и открывает проход для газа.
У датчика тяги при отсутствии или опрокидывании тяги продукты сгорания выходят из топочного пространства и обтекают биметаллическую пластину, которая нагревается и срабатывает, так как ее свободный конец отходит от клапана-шарика и открывает проход для газа.
Следует иметь в виду, что полость Г быстро теряет избыточное давление газа. Это объясняет тем, что диаметр дросселя на импульсной трубке гораздо меньше диаметра отверстия, через которое сбрасывается газ в датчиках. Изменение давления в полости Г сразу сказывается на положении мембран. При падении давления газа в полости Г большая мембрана смещается вниз, шток клапана основного прохода вместе с малой мембраной также смещается вниз. Это приводит к тому, что клапан основного прохода садится на седло и прекращается проход газа на основную и запальную горелки, т. е. срабатывает клапан-отсекатель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий