Практическое пособие для слесаря газовогохозяйства

Практическое пособие для слесаря газовогохозяйства

понедельник, 25 февраля 2019 г.

Сущность коррозионных процессов.


Разрушение металлических поверхностей под влиянием химического или электрохимического воздействия окружающей среды называется коррозией металлов.
Коррозии могут подвергаться наружные и внутренние поверхности труб. Коррозия внутренних поверхностей происходит в результате взаимодействия металла в присутствии влаги с такими агрессивными компонентами, как сероводород и кислород.
Очистка газа от сероводорода и кислорода практически устраняет коррозию внутренних поверхностей труб.
Наибольшую опастность представляет коррозия внешних поверхностей подземных газопроводов. В зависимости от коррозионных факторов различают почвенную коррозию и коррозию блуждающими токами. Почвенная коррозия - электрохимическое разрушение стальных газопроводов, вызванное действием почвы, грунтов и грунтовых вод. Коррозия блуждающими токами - электрохимическое разрушение подземных газопроводов, вызванное действием постоянного и переменного токов, источники которых - электрифицированный рельсовый транспорт (магистральный, пригородный, городской и промышленный).
Почвенной коррозии подвергаются незащищенные наружные поверхности стальных труб. Скорость коррозии металла зависит от свойств грунта: влажности, температуры, электропроводности, воздухопроницаемости, наличия солей. Чем больше влажность и проницаемость воздуха, тем быстрее протекает процесс коррозии. При пониженной температуре грунта и замерзании его во влажном состоянии процесс коррозии замедляется.
Электрохимическая коррозия в почве обусловлена взаимодействием металла труб с агрессивными растворами грунта. При этом металл выполняет роль электродов, а агрессивные растворы - электролитов. Вблизи участков газопровода, где происходит процесс растворения металла с выходом ионов, образуются анодные зоны, а там, где процесс растворения происходит менее интенсивно, - катодные зоны. Таким образом на поверхности трубы образуется гальваническая пара, в которой ток по металлу трубы течет от катодной к анодной зоне, а в электролите (грунте) - от анодной к катодной. В местах выхода тока (анодная зона) будет происходить растворение металла, т.е. разрушение газопровода. В теле трубы образуются каверны и сквозные отверстия.
Для питания электрифицированного транспорта применяется постоянный ток, причем в качестве второго провода служат рельсы. Хотя рельсы - хороший проводник, но часть тока, особенно в местах соединений рельсов, попадает в грунт. Двигаясь в грунте, эти токи возвращаются к своим источникам по различным путям наименьшего сопротивления. Один из таких путей - газопроводы, имеющие поврежденную изоляцию.
В местах повреждения изоляции блуждающие токи попадают на газопровод и выходят из него вблизи тяговой подстанции. Участки входа тока в газопровод называют катодными, а участки выхода - анодными.
Анодные зоны опаснее, так как токи выходят из газопровода в виде положительных ионов, что сопровождается интенсивным выносом частичек металла и образованием сквозных отверстий. В анодной зоне происходит интесивная коррозия газопроводов, причем эта коррозия во много раз опаснее почвенной. В крупных городах это наиболее распространенный вид коррозии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий